Как организовать небольшой автопарк с максимальной выгодой

Время чтения статьи: 20 минут
Уже прочитано
0%прочитано статьи
354
6 6
Автомобиль для нужд предприятия можно купить по безналичному расчёту сразу, взять в финансовый или операционный лизинг. У каждого подхода своя экономика, преимущества и недостатки. Об этом и поговорим.

За основу возьмём небольшой автопарк одного из клиентов «СберАвтопарка». В нём три «Тойоты Камри» 2020 года выпуска в хорошей комплектации — все оформлены по контракту «Стандартный операционный лизинг». Контракт заключили на три года, предполагаемый пробег — 90 000 км.
Рыночная цена такой «Тойоты Камри» — 2 234 000 ₽. При расчётах будем учитывать, что «СберАвтопарк» получает скидку от поставщика и выкупает каждый автомобиль на 100 000 ₽ дешевле — за 2 134 000 ₽. Такую же скидку Тойота даёт лизинговой компании, а вот обычным юридическим лицам почему-то нет. Но больше всего мы будем говорить о стоимости владения таким автопарком: это бензин, запчасти, естественное удешевление на вторичном рынке и многое другое.
Стоимость владения автопарком из трёх «Тойота Камри» в комплектации Elegance Safety за 3 года
Стоимость владения Примечания
Единовременная покупка 4 155 165 ₽ Автомобили в собственности, сразу выкуплены по рыночной стоимости. Их обслуживают на деньги организации силами её сотрудников.
Операционный лизинг 5 341 908 ₽ В конце срока аренды нужно сдать автомобили в «СберАвтопарк». Их не нужно выкупать, нет аванса. Обслуживание автомобилей и управление автопарком — забота «СберАвтопарка».
Финансовый лизинг 5 095 165 ₽ Автомобили в аренде, но переходят в собственность, как только контракт будет закрыт. Их обслуживают на деньги организации силами её сотрудников. Аванс 15%, нет скидки.
Операционный лизинг с выкупом 4 723 953 ₽ Более высокий ежемесячный платеж, но есть возможность выкупить автомобиль за 50% рыночной стоимости, как только контракт закончится. Техобслуживание и шинный сервис — на деньги организации силами её сотрудников.
В расчётах не всё
Мы исключили из расчётов стоимости владения расходы на топливо, мойку, парковку и штрафы. Сложно предугадать, как часто вы будете мыть машину, где будете парковаться и сколько раз ваши сотрудники будут нарушать ПДД. Расходы на топливо можно сократить за счёт топливной программы, но всё это никак не зависит от того, купили вы автомобиль или взяли в аренду. На всякий случай приведём расчёт исходя из розничных цен на АИ–95 и среднего расхода 12 л/100 км: за 90 000 км придётся залить топлива на 518 000 ₽.
Также мы не будем заострять внимание на особенностях возмещения НДС и списания средств в расходы. Об этом мы напишем отдельную статью.

Расходы на автомобили в собственности

Эта глава должна обосновать ценность плюсов операционного лизинга, ведь в ней мы подробно распишем расходы и расскажем о действиях, которые должны предпринимать ваши сотрудники. Начнём с того, что с баланса предприятия единовременно должно уйти 6 702 000 ₽ за автомобили и 727 386 ₽ на страховки и регистрационные действия, и это только начало.
Стоимость владения автопарком из трёх «Тойота Камри» в комплектации Elegance Safety за 3 года
Статья расхода Стоимость владения Примечания
Потеря на амортизации 469 140 ₽ За три года «Тойота Камри» теряет 21% стоимости.
Регистрационные действия 2850 ₽ Единовременная плата: пошлины на изготовление номерных знаков, внесение записи в ПТС и изготовление СТС. Кто-то из сотрудников предприятия должен потратить день в МРЭО, даже если ему будет помогать специалист дилерского центра или другие специально обученные люди.
ОСАГО 73 986 ₽ 24 662 ₽ — стоимость открытой страховки для юридических лиц на год.
Каско 480 000 ₽ Каско на «Тойоту Камри» — 160 000 ₽ в год. Машина в лидерах по статистике угонов.
ДСАГО 4050 ₽ 1350 ₽ — ДСАГО на год
Плановое ТО 209 119 ₽ «Тойота Камри» проходит техобслуживание раз в 10 000 км. Здесь сумма 9 ТО: работа и расходные материалы, включая два комплекта тормозных колодок и тормозные диски на переднюю ось. Сотрудник должен согласовать визит и проследить за качеством выполнения работ. Бухгалтер должен оплатить счета на работу и расходные материалы. Итого 9 счетов, визитов к официальному дилеру и рабочих дней сотрудника, который должен будет всем этим заниматься.
Резина и шиномонтаж 65 160 ₽ Резина — 215/55 R17. Нужно менять два раза в год при смене сезона. Один комплект резины придется купить сразу — зиму или лето, это зависит от того, на какой резине машина приехала от дилера. Второй комплект придётся купить на замену изношенному. Кому-то из сотрудников придётся этим заниматься.
Транспортный налог 27 150 ₽ 9050 ₽ в год: за 181 л.с. при ставке 50 ₽ за лошадиную силу.
Противоугонный комплекс 53 600 ₽ Единовременная плата за противоугонный комплекс, без которого не оформляют каско.
Итого 1 385 055 ₽
Большинство собственников экономит на каско: оформляют страховку только на первый год или вовсе не делают этого. Редко задумываются о покупке полиса ДСАГО. А ещё можно немного сэкономить на противоугонном комплексе и резине, уйти от официального дилера в какой-нибудь гараж. Так получится существенно снизить расходы, зато появится много рисков.
Автопарк из трёх таких автомобилей за три года потребует 4 155 165 ₽ — и это только расходы на эксплуатацию. Стоит напомнить, что автомобили выкуплены в собственность за 6 702 000 ₽: вернуть можно будет только часть этих денег. И чем больше времени пройдёт, тем эта часть меньше.
Плюсы:
  • Это ваша машина. Её можно поставить под окнами и не ездить на ней или наоборот: ездить сколько угодно без штрафов за перепробег. Можно вносить изменения в конструкцию, ездить за границу, красить, обтягивать винилом и делать что угодно без спроса.
  • Никаких штрафов и санкций. Ни перед кем не нужно отчитываться, не получится просрочить ежемесячный платеж, потому что никакого платежа нет.
Минусы:
  • Огромный первый платеж — 7 429 386 ₽. Это общая сумма стоимости трёх автомобилей, а также страховок и противоугонных комплексов.
  • За машиной нужно следить: покупать запчасти, записываться на техобслуживание и в шиномонтаж, тратить на это деньги и время сотрудников. Или вовсе нанимать специального человека, который должен за всем этим следить.
  • Экономия на страховке может закончиться угоном, гибелью или серьезным повреждением автомобиля — всё это потребует расходов. С ущербом для других ещё обиднее: экономия 1350 ₽ на ДСАГО может повлечь большие расходы, если сотрудник будет виноват в ДТП с участием дорогого автомобиля.
  • Сложности в прогнозе поломок и расходов на ремонт. Машина оформлена на юридическое лицо, и закон о защите прав потребителя не работает. Даже если дилер будет признавать поломки гарантийными, есть риск надолго остаться без машины, а также потратить много времени и нервов.

Операционный лизинг

Вот что есть в стандартном контракте операционного лизинга:
Регистрационные действия. Сотрудникам предприятия не нужно будет ехать в МРЭО, платить пошлины и тратить на это рабочий день.
Транспортный налог.Юридически владелец автомобиля — лизингодатель, а значит и налоги платить ему.
Пакет страхования.Открытый полис ОСАГО, каско без франшизы и ДСАГО с лимитом 1,5 млн рублей. Владелец предприятия застрахован от непредвиденных расходов.
Техобслуживание, внеплановый ремонт, шинный сервис и помощь на дороге 24/7.Сотрудники предприятия не должны заключать договоры с официальным дилером, не нужно покупать моторное масло, тормозные колодки и автомобильную резину. Все хлопоты по техобслуживанию на «СберАвтопарке».
Контракт на три года, предполагаемый пробег — 90 000 км или 30 000 км в год. При желании его можно увеличить или уменьшить.
Стандартный операционный лизинг, стоимость владения автомобилем.Всё так просто, что даже таблицу верстать не пришлось. Ежемесячный платёж — 49 462 ₽, расходы на эксплуатацию и обслуживание за три года — 1 780 632 ₽.
Плюсы:
  • Маленький первый платёж: 148 386 ₽ за три машины — это сумма ежемесячных платежей по 49 462 ₽ за автомобиль, первого взноса нет. Нагрузка на бюджет организации минимальна, средства можно пустить на что-нибудь более полезное. Кто знает: может быть, в трудное время они позволят выплатить сотрудникам зарплаты и дотянуть до конца кризиса.
  • Машины застрахованы по ОСАГО, каско и ДСАГО, стоят на учёте.
  • Машины обслуживает «СберАвтопарк». Всё что нужно — приехать в авторизованный «СберАвтопарком» автосервис или шиномонтаж.
  • Бухгалтер ежемесячно закрывает всего один счёт.
  • Расходы на операционный лизинг сопоставимы со стоимостью владения обычным автомобилем.
  • Круглосуточная помощь на дороге — неотъемлемая часть контракта.
  • Автопарк не отнимает время сотрудников организации, не нужно нанимать отдельного человека, который за ним следит.
Минусы:
  • Автомобиль — собственность лизингодателя, им нельзя распоряжаться по своему усмотрению: без согласования нельзя вносить изменения в конструкцию, менять колёсные диски, красить или обклеивать винилом. Нельзя без специального разрешения выезжать за границу.
  • Есть ограничение по пробегу. Если пробег будет больше, придется доплатить. При сроке 3 года в рамках продукта «Стандартный операционный лизинг» для «Тойоты Камри» 2.5AT — 9 рублей за каждый километр перепробега.
  • Штрафы и санкции за невыполненные обязательства.
От многих преимуществ можно отказаться ради возможности выкупа автомобиля. В контракт не будут включены техническое обслуживание и шинный сервис — все остальные преимущества сохраняются. Ежемесячный платеж — 53 312 ₽. Как только контракт закончится, у покупателя есть возможность выкупить автомобиль за 50% стоимости — 1 067 000 ₽.
Операционный лизинг с выкупом, расходы на один автомобиль
Статья расхода Расход
Потеря на амортизации 469 140 ₽
Расходы на страховки, налоги и лизинг 852 232 ₽
Плановое ТО 209 119 ₽
Резина и шиномонтаж 65 160 ₽
Итого 1 574 651 ₽

Если брать автомобили в финансовый лизинг

Получатель лизинга в первый месяц платит аванс и первый ежемесячный платёж. В нашем случае аванс — 15% от рыночной цены или 335 100 ₽. Ежемесячный платёж — 63 371 ₽. Техническое обслуживание, шинный сервис и эвакуатор — за счёт организации, которая получила автомобили в лизинг.
Toyota Camry Elegance Safety 2.5 л, восьмиступенчатый автомат, 181 л.с.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новые материалы из нашего блога первыми!
Вы успешно подписаны на нашу рассылку
Спасибо, что выбрали СберАвтопарк.
Финансовый лизинг, расходы на один автомобиль за три года
Статья расхода Расход
Потеря на амортизации 468 930 ₽
Плата за лизинг 383 319 ₽
Плата за каско и ОСАГО (часть ежемесячного платежа) 480 000 ₽
Плановое ТО 209 119 ₽
Резина и шиномонтаж 65 160 ₽
Транспортный налог 27 150 ₽
Итого 1 698 388 ₽
Плюсы:
  • По-прежнему посильный первый платёж — 1 235 414 ₽ за три автомобиля. В нём: 1 003 300 ₽ — взносы 15%, 190 114 ₽ — ежемесячные платежи, 40 000 ₽ — платежи за страховки.
  • Автомобиль выкупается в течение трёх лет равными платежами и переходит в собственность лизингополучателя.
  • Каско, ОСАГО, транспортный налог включены в ежемесячный платеж.
Минусы:
  • Обслуживание, шинный сервис, управление автопарком — на лизингополучателе и его сотрудниках.
  • Никакой помощи на дороге. Эвакуатор, и службы помощи на дороге — за счёт лизингополучателя.
  • Пока контракт не будет закрыт, автомобиль в собственности лизингодателя. Нельзя изменять конструкцию, перекрашивать и дооснащать.
  • Штрафы и санкции за невыполнение обязательств, в том числе за несвоевременное техобслуживание.

Выводы

Таблицу со стоимостью владения автопарком мы показали в самом начале, осталось сделать выводы.
Операционный лизинг и финлизинг. Разница в стоимости владения — 175 162 ₽, финансовый лизинг дороже. При этом в контракт операционного лизинга с выкупом включена круглосуточная помощь на дорогах и вызов эвакуатора.
Есть разница в платежах. Финансовый лизинг в первый месяц потребует 1 235 414 ₽, операционный с выкупом — 159 936 ₽. Половину стоимости автомобиля — 1 067 000 ₽ — нужно будет выплатить спустя три года, когда контракт будет закрыт.
Стандартный операционный лизинг и покупка автомобиля в собственность. Кажется, что стоимость владения автопарком выше на целых 1 236 939 ₽, однако и тут есть выгода. Чтобы её рассчитать, нужно эту сумму разделить на 36 — по числу месяцев действия контракта. Получится 34 360 ₽. Можно считать это зарплатой флит-менеджера — человека, который следит за автопарком, только организации не нужно оформлять его в штат и платить за него налоги.
У бухгалтера  один счёт на оплату. Никто из сотрудников лизингополучателя не закупает запчасти, не тратит время в МРЭО и не оформляет страховки, не разбирается в заказ-нарядах на работу, не закупает резину. Автопарком управляет внешний подрядчик — «СберАвтопарк».
Посмотреть примерные цены на автомобили в «СберАвтопарке»
Перейти в каталог авто
Понравилась статья?
Поделитесь статьей с друзьями в соц. сети
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новые материалы из нашего блога первыми!
Вы успешно подписаны на нашу рассылку
Спасибо, что выбрали СберАвтопарк.
Содержание