Статьи

Что такое операционный лизинг?

Под словом «лизинг» часто подразумевают только один его вид – финансовый. Он схож с покупкой в кредит: бизнес постепенно покрывает стоимость актива (оборудования, недвижимости, транспорта) и в итоге выкупает его. 

Но существует и другой вид лизинга – операционный. Что он представляет собой, какие задачи решает и в чем отличие от финансового – рассмотрим в данной статье на примере лизинга автомобилей. 

Операционный лизинг – что это?

Операционный лизинг – это долгосрочная (от года до пяти лет) аренда машины с полным сервисом. Лизингодатель берет на себя все обязательства и риски, связанные с владением: регистрацию и страхование, полное техническое обслуживание и внеплановые ремонты, управление поставщиками, страховыми событиями и штрафами. Лизингополучатель ежемесячно оплачивает фиксированную сумму и пользуется транспортным средством.

В России операционный лизинг автомобилей появился в 1999 г. и до сих пор не очень распространен, хотя в США понятие зародилось уже в начале XX века в железнодорожной отрасли: компании предлагали вагоны в аренду, лизингополучатель не выкупал их, а возвращал по окончании срока.

Сегодня операционный лизинг автомобилей активно используют такие гиганты, как Coca-Cola, Mars, «Лукойл» и др. Однако услуга подходит не только крупному бизнесу, но и малому, и среднему. Она позволяет за несколько дней и с минимальными единовременными затратами сформировать автопарк компании, где машины могут использоваться:

  • В качестве бенефита, то есть меры поощрения. Например, топ-менеджмент компании пользуется корпоративными машинами не только для решения рабочих задач, но и в личных целях.
  • В качестве инструмента. Например, для компаний или ее отдельных подразделений с разъездным характером работы.

Как работает операционный лизинг?

Схема работы включает следующие этапы:

  1. Клиент обращается в лизинговую компанию и обрисовывает задачу: каким сотрудникам и для каких целей нужны машины.
  2. Лизинговая компания предлагает подходящие решения.
  3. Стороны обсуждают комфортные условия – срок лизинга, предполагаемый среднегодовой пробег, список необходимых услуг.
  4. Клиент получает коммерческое предложение.
  5. После согласования условий клиент готовит пакет документов для одобрения, а затем стороны подписывают договор.
  6. Клиент получает готовые к эксплуатации автомобили.
  7. Ежемесячно клиент вносит лизинговые платежи.
  8. По окончании срока аренды лизингополучатель может вернуть автомобиль, продлить договор с получением нового автомобиля или же выкупить по рыночной цене.

Операционный и финансовый лизинг: главные отличия

Финансовый лизинг – это владение, а операционный – временное пользование. В этом и состоит ключевое отличие. В первом случае есть обязательство выкупа предмета лизинга в конце срока договора и перехода права собственности. Во втором – предмет лизинга может вернуться к лизингодателю, который будет нести расходы на его дальнейшее хранение и реализацию, т. е. выкуп необязателен, хотя и возможен по желанию клиента.
Более детально информация об отличиях отражена в таблице ниже.

Сравнение финансового и операционного лизинга

Сравнение финансового и операционного лизинга
Сравнение финансового и операционного лизинга

Преимущества операционного лизинга

При операционном лизинге в компании сохраняется более высокая финансовая гибкость, если сравнивать с оформленными в собственность активами.

  • Простое планирование затрат. Компании не нужно прогнозировать расходы на ТО автомобилей, страховку, шиномонтаж и так далее, поскольку все это входит в ежемесячный платеж. Клиент платит фиксированную сумму раз в месяц, а лизингодатель проводит все необходимые работы. 
  • Снижение налоговой базы. Поскольку автомобили не в собственности, платить за них транспортный налог не нужно. И еще: после внесения лизинговых платежей можно в полном объеме возместить включенный в стоимость этой услуги НДС.
  • Снижение амортизационных отчислений. Транспорт в лизинге не ставится на основные средства и не требует отчислений на последующее обновление.
  • Уменьшение непрофильных активов на балансе. Свободные средства можно использовать для развития бизнеса, инвестируя в профильное направление, а не вкладывая в покупку автомобилей.

Помимо этого, упрощаются бизнес-процессы в целом. 

  • Меньше вовлеченность менеджмента в процесс управления автопарком. Не нужно содержать целый транспортный отдел. Снижается нагрузка на бухгалтеров, кадровиков. От компании достаточно одного контактного лица, с кем лизингодатель мог бы периодически обсуждать текущие вопросы, а также планировать будущие закупки.  
  • Бизнес взаимодействует с одним контрагентом – лизингодателем, со стороны которого все вопросы решает менеджер. Не нужно вести документооборот со множеством поставщиков: автосалоном, станцией техобслуживания, страховой компанией. В случае ДТП все урегулирование, вплоть до суда, берет на себя лизингодатель. 
  • Прозрачная отчетность. Лизинговая компания предоставляет клиенту сведения о пробеге автомобиля за месяц, о страховых событиях, а также статистику по сервисному обслуживанию. По запросу можно получить данные о маршруте, скорости перемещения, простоях.

Эти преимущества помогают оптимизировать административные процессы в компании:

  • Снижается количество документов, а значит, и трудозатрат сотрудников, а также почтовых расходов.
  • Не раздувается численность штата: решать все вопросы с компанией-лизингодателем может один специалист, а бухгалтеру нужно раз в месяц оплачивать один счет. 
  • Нет риска злоупотреблений со стороны сотрудников. Эксплуатацию и обслуживание транспортных средств контролирует лизинговая компания.

Подведем итоги: в чем выгода операционного лизинга автомобилей для бизнеса?

Во-первых, в экономии на транспортных расходах как таковых. Лизинговая компания приобретает автомобили у дилеров на особых корпоративных условиях. Для клиента это означает более привлекательную стоимость использования машины, нежели при приобретении в собственность. 

Во-вторых, в снижении затрат на обслуживание автопарка. Эти работы включены в ежемесячный платеж, но в качестве собственника их оплачивает лизинговая компания – также по более низким корпоративным ценам.

И в-третьих, в возможности снизить налоговую базу, расходы на персонал, на документооборот.

Операционный лизинг подходит любому бизнесу, для которого автомобили – непрофильный актив, будь то ретейл, медицина, СМИ, мерчендайзинг и т. д. С помощью этого инструмента компания быстро пополняет автопарк, при этом вкладывает свободные средства в развитие, а не в машины и повышает свою эффективность.