Автомобиль для нужд предприятия можно купить по безналичному расчёту сразу, взять в финансовый или операционный лизинг. У каждого подхода своя экономика, преимущества и недостатки. Об этом и поговорим.
За основу возьмём небольшой автопарк одного из клиентов «СберАвтопарка». В нём три «Тойоты Камри» 2020 года выпуска в хорошей комплектации — все оформлены по контракту «Стандартный операционный лизинг». Контракт заключили на три года, предполагаемый пробег — 90 000 км.
Рыночная цена такой «Тойоты Камри» — 2 234 000 ₽. При расчётах будем учитывать, что «СберАвтопарк» получает скидку от поставщика и выкупает каждый автомобиль на 100 000 ₽ дешевле — за 2 134 000 ₽. Такую же скидку Тойота даёт лизинговой компании, а вот обычным юридическим лицам почему-то нет.
Больше всего мы будем говорить о стоимости владения таким автопарком: это бензин, запчасти, естественное удешевление на вторичном рынке и многое другое.
Стоимость владения автопарком из трёх «Тойота Камри» в комплектации Elegance Safety за 3 года
Решение | Стоимость владения | Примечания |
---|---|---|
Единовременная покупка | 4 155 165 ₽ | Автомобили в собственности, сразу выкуплены по рыночной стоимости. Их обслуживают на деньги организации силами её сотрудников. |
Операционный лизинг | 5 341 908 ₽ | В конце срока аренды нужно сдать автомобили в «СберАвтопарк». Их не нужно выкупать, нет аванса. Обслуживание автомобилей и управление автопарком — забота «СберАвтопарка». |
Финансовый лизинг | 5 095 165 ₽ | Автомобили в аренде, но переходят в собственность, как только контракт будет закрыт. Их обслуживают на деньги организации силами её сотрудников. Аванс 15%, нет скидки. |
Операционный лизинг с выкупом | 4 723 953 ₽ | Более высокий ежемесячный платеж, но есть возможность выкупить автомобиль за 50% рыночной стоимости, как только контракт закончится. Техобслуживание и шинный сервис — на деньги организации силами её сотрудников. |
В расчётах не всё
Мы исключили из расчётов стоимости владения расходы на топливо, мойку, парковку и штрафы. Сложно предугадать, как часто вы будете мыть машину, где будете парковаться и сколько раз ваши сотрудники будут нарушать ПДД. Расходы на топливо можно сократить за счёт топливной программы, но всё это никак не зависит от того, купили вы автомобиль или взяли в аренду.
На всякий случай приведём расчёт исходя из розничных цен на АИ–95 и среднего расхода 12 л/100 км: за 90 000 км придётся залить топлива на 518 000 ₽.
Также мы не будем заострять внимание на особенностях возмещения НДС и списания средств в расходы. Об этом мы напишем отдельную статью.

Расходы на автомобили в собственности
Эта глава должна обосновать ценность плюсов операционного лизинга, ведь в ней мы подробно распишем расходы и расскажем о действиях, которые должны предпринимать ваши сотрудники. Начнём с того, что с баланса предприятия единовременно должно уйти 6 702 000 ₽ за автомобили и 727 386 ₽ на страховки и регистрационные действия, и это только начало.
Автопарк в собственности: расходы на один автомобиль за три года
Статья расхода | Расход | Примечания |
---|---|---|
Потеря на амортизации | 469 140 ₽ | За три года «Тойота Камри» теряет 21% стоимости. |
Регистрационные действия | 2850 ₽ | Единовременная плата: пошлины на изготовление номерных знаков, внесение записи в ПТС и изготовление СТС. Кто-то из сотрудников предприятия должен потратить день в МРЭО, даже если ему будет помогать специалист дилерского центра или другие специально обученные люди. |
ОСАГО | 73 986 ₽ | 24 662 ₽ — стоимость открытой страховки для юридических лиц на год. |
Каско | 480 000 ₽ | Каско на «Тойоту Камри» — 160 000 ₽ в год. Машина в лидерах по статистике угонов. |
ДСАГО | 4050 ₽ | 1350 ₽ — ДСАГО на год |
Плановое ТО | 209 119 ₽ | «Тойота Камри» проходит техобслуживание раз в 10 000 км. Здесь сумма 9 ТО: работа и расходные материалы, включая два комплекта тормозных колодок и тормозные диски на переднюю ось. Сотрудник должен согласовать визит и проследить за качеством выполнения работ. Бухгалтер должен оплатить счета на работу и расходные материалы. Итого 9 счетов, визитов к официальному дилеру и рабочих дней сотрудника, который должен будет всем этим заниматься. |
Резина и шиномонтаж | 65 160 ₽ | Резина — 215/55 R17. Нужно менять два раза в год при смене сезона. Один комплект резины придется купить сразу — зиму или лето, это зависит от того, на какой резине машина приехала от дилера. Второй комплект придётся купить на замену изношенному. Кому-то из сотрудников придётся этим заниматься. |
Транспортный налог | 27 150 ₽ | 9050 ₽ в год: за 181 л.с. при ставке 50 ₽ за лошадиную силу. |
Противоугонный комплекс | 53 600 ₽ | Единовременная плата за противоугонный комплекс, без которого не оформляют каско. |
Итого | 1 385 055 ₽ |
|
Большинство собственников экономит на каско: оформляют страховку только на первый год или вовсе не делают этого. Редко задумываются о покупке полиса ДСАГО. А ещё можно немного сэкономить на противоугонном комплексе и резине, уйти от официального дилера в какой-нибудь гараж. Так получится существенно снизить расходы, зато появится много рисков.
Автопарк из трёх таких автомобилей за три года потребует 4 155 165 ₽ — и это только расходы на эксплуатацию. Стоит напомнить, что автомобили выкуплены в собственность за 6 702 000 ₽: вернуть можно будет только часть этих денег. И чем больше времени пройдёт, тем эта часть меньше.
Плюсы:
-
Это ваша машина. Её можно поставить под окнами и не ездить на ней или наоборот: ездить сколько угодно без штрафов за перепробег. Можно вносить изменения в конструкцию, ездить за границу, красить, обтягивать винилом и делать что угодно без спроса.
-
Никаких штрафов и санкций. Ни перед кем не нужно отчитываться, не получится просрочить ежемесячный платеж, потому что никакого платежа нет.
Минусы:
-
Огромный первый платеж — 7 429 386 ₽. Это общая сумма стоимости трёх автомобилей, а также страховок и противоугонных комплексов.
-
За машиной нужно следить: покупать запчасти, записываться на техобслуживание и в шиномонтаж, тратить на это деньги и время сотрудников. Или вовсе нанимать специального человека, который должен за всем этим следить.
-
Экономия на страховке может закончиться угоном, гибелью или серьезным повреждением автомобиля — всё это потребует расходов. С ущербом для других ещё обиднее: экономия 1350 ₽ на ДСАГО может повлечь большие расходы, если сотрудник будет виноват в ДТП с участием дорогого автомобиля.
-
Сложности в прогнозе поломок и расходов на ремонт. Машина оформлена на юридическое лицо, и закон о защите прав потребителя не работает. Даже если дилер будет признавать поломки гарантийными, есть риск надолго остаться без машины, а также потратить много времени и нервов.
Операционный лизинг
Вот что есть в стандартном контракте операционного лизинга:
-
Регистрационные действия. Сотрудникам предприятия не нужно будет ехать в МРЭО, платить пошлины и тратить на это рабочий день.
-
Транспортный налог. Юридически владелец автомобиля — лизингодатель, а значит и налоги платить ему.
-
Пакет страхования: открытый полис ОСАГО, каско без франшизы и ДСАГО с лимитом 1,5 млн рублей. Владелец предприятия застрахован от непредвиденных расходов.
-
Техобслуживание, внеплановый ремонт, шинный сервис и помощь на дороге 24/7. Сотрудники предприятия не должны заключать договоры с официальным дилером, не нужно покупать моторное масло, тормозные колодки и автомобильную резину. Все хлопоты по техобслуживанию на «СберАвтопарке».
-
Контракт на три года, предполагаемый пробег — 90 000 км или 30 000 км в год. При желании его можно увеличить или уменьшить.
Стандартный операционный лизинг, стоимость владения автомобилем. Всё так просто, что даже таблицу верстать не пришлось. Ежемесячный платёж — 49 462 ₽, расходы на эксплуатацию и обслуживание за три года — 1 780 632 ₽.
Плюсы:
-
Маленький первый платёж: 148 386 ₽ за три машины — это сумма ежемесячных платежей по 49 462 ₽ за автомобиль, первого взноса нет. Нагрузка на бюджет организации минимальна, средства можно пустить на что-нибудь более полезное. Кто знает: может быть, в трудное время они позволят выплатить сотрудникам зарплаты и дотянуть до конца кризиса.
-
Машины застрахованы по ОСАГО, каско и ДСАГО, стоят на учёте.
-
Машины обслуживает «СберАвтопарк». Всё что нужно — приехать в авторизованный «СберАвтопарком» автосервис или шиномонтаж.
-
Бухгалтер ежемесячно закрывает всего один счёт.
-
Расходы на операционный лизинг сопоставимы со стоимостью владения обычным автомобилем.
-
Круглосуточная помощь на дороге — неотъемлемая часть контракта.
-
Автопарк не отнимает время сотрудников организации, не нужно нанимать отдельного человека, который за ним следит.
Минусы:
-
Автомобиль — собственность лизингодателя, им нельзя распоряжаться по своему усмотрению: без согласования нельзя вносить изменения в конструкцию, менять колёсные диски, красить или обклеивать винилом. Нельзя без специального разрешения выезжать за границу.
-
Есть ограничение по пробегу. Если пробег будет больше, придется доплатить. При сроке 3 года в рамках продукта «Стандартный операционный лизинг» для «Тойоты Камри» 2.5AT — 9 рублей за каждый километр перепробега.
-
Штрафы и санкции за невыполненные обязательства.
От многих преимуществ можно отказаться ради возможности выкупа автомобиля. В контракт не будут включены техническое обслуживание и шинный сервис — все остальные преимущества сохраняются. Ежемесячный платеж — 53 312 ₽. Как только контракт закончится, у покупателя есть возможность выкупить автомобиль за 50% стоимости — 1 067 000 ₽.
Операционный лизинг с выкупом, расходы на один автомобиль
Статья расхода | Расход |
---|---|
Потеря на амортизации | 448 140 ₽ |
Расходы на страховки, налоги и лизинг | 852 232 ₽ |
Плановое ТО | 209 119 ₽ |
Резина и шиномонтаж | 65 160 ₽ |
Итого | 1 574 651 ₽ |
Если брать автомобили в финансовый лизинг
Получатель лизинга в первый месяц платит аванс и первый ежемесячный платёж. В нашем случае аванс — 15% от рыночной цены или 335 100 ₽. Ежемесячный платёж — 63 371 ₽. Техническое обслуживание, шинный сервис и эвакуатор — за счёт организации, которая получила автомобили в лизинг.
Финансовый лизинг, расходы на один автомобиль за три года
Статья расхода | Расход |
---|---|
Потеря на амортизации | 448 140 ₽ |
Плата за лизинг | 459 819 ₽ |
Плата за каско и ОСАГО (часть ежемесячного платежа) | 480 000₽ |
Плановое ТО | 209 119 ₽ |
Резина и шиномонтаж | 65 160 ₽ |
Транспортный налог | 27 150 ₽ |
Итого: | 1 698 388 ₽ |
По-прежнему посильный первый платёж — 1 235 414 ₽ за три автомобиля. В нём: 1 003 300 ₽ — взносы 15%, 190 114 ₽ — ежемесячные платежи, 40 000 ₽ — платежи за страховки.
Автомобиль выкупается в течение трёх лет равными платежами и переходит в собственность лизингополучателя.
Каско, ОСАГО, транспортный налог включены в ежемесячный платеж.
Минусы:
-
Обслуживание, шинный сервис, управление автопарком — на лизингополучателе и его сотрудниках.
-
Никакой помощи на дороге. Эвакуатор, и службы помощи на дороге — за счёт лизингополучателя.
-
Пока контракт не будет закрыт, автомобиль в собственности лизингодателя. Нельзя изменять конструкцию, перекрашивать и дооснащать.
-
Штрафы и санкции за невыполнение обязательств, в том числе за несвоевременное техобслуживание.

Выводы
Таблицу со стоимостью владения автопарком мы показали в самом начале, осталось сделать выводы.
Операционный лизинг и финлизинг. Разница в стоимости владения — 175 162 ₽, финансовый лизинг дороже. При этом в контракт операционного лизинга с выкупом включена круглосуточная помощь на дорогах и вызов эвакуатора.
Есть разница в платежах. Финансовый лизинг в первый месяц потребует 1 235 414 ₽, операционный с выкупом — 159 936 ₽. Половину стоимости автомобиля — 1 067 000 ₽ — нужно будет выплатить спустя три года, когда контракт будет закрыт.
Стандартный операционный лизинг и покупка автомобиля в собственность. Кажется, что стоимость владения автопарком выше на целых 1 236 939 ₽, однако и тут есть выгода. Чтобы её рассчитать, нужно эту сумму разделить на 36 — по числу месяцев действия контракта. Получится 34 360 ₽. Можно считать это зарплатой флит-менеджера — человека, который следит за автопарком, только организации не нужно оформлять его в штат и платить за него налоги.
У бухгалтера один счёт на оплату. Никто из сотрудников лизингополучателя не закупает запчасти, не тратит время в МРЭО и не оформляет страховки, не разбирается в заказ-нарядах на работу, не закупает резину. Автопарком управляет внешний подрядчик — «СберАвтопарк».
Источник: Rusbase - rb.ru